Норд, с точки зрения абстрактного религиоведения Я с тобой согласен. Но с точки зрения практической жизни отрицать нормальность того, чт любое учение развивается нелепо. Как сказал величайший святой проповедник 20-го в. О. Александр Мень, странно было бы требовать, чтбы могучее дерево вновь стало невзрачным семечком, из которого оно когда-то выросло. Другой вопрос, в каком именно направлении пошло это развитие...
"Все таки буддизм основывается на том, что существование есть страдание и никакого способа существования без страдания - нет. Посему есть путь прекращения страдания через прекращение существования."
С точки зрения РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ Буддизма прекращение страдания осуществляется не через прекращение существования, а через ОЧИЩЕНИЕ ОМРАЧЕННОГО УМА, ибо с позиции Махаяны, позиции строжайшего монизма, всё во Вселенной имеет ЕДИНУЮ Природу - Природу Будды,и, следовательно, всё изначально ЧИСТО И СОВЕРШЕННО. Раскрыть эту нашу изначальную Природу, очистив Ум от омрачений - и есть задача буддийской практики. Поэтому прекращение существования невозможно в принципе, ибо и существование, и не-существование есть ОДНО И ТО ЖЕ. Как Я уже цитировал величайшего тантрического мастера тибетской традиции Ньингмапа Тсасума Лингпа - "Точка зрения есть основа отличия". Именно поэтому термин "нирвана" безнадёжно устарел, и используется только в южной традиции Т***авада, остановившейся в развитии где-то лет 800 назад. Настоящее развитие Буддизм получил на Севере - в Китае, Корее, и конечно же - в ТИБЕТЕ.
Просветленному Уму ЕСТЬ где себя применить в сансаре - отрицать принцип Великого Сострадания бодхисаттв значит отрицать само Учение Будды Шакьямуни. Именно способность АДЕКВАТНО воспринимать мир дает возможность разнообразнейшей АКТИВНОСТИ в сансаре для ПОМОЩИ другим на их Пути к Просветлению и прекращению страдания. Кстати, это Сострадание есть полный аналог христистского "агапэ". Т.е. Любви. Оно так и звучит в Учении - Любящая Доброта и Сострадание. Если ты продолжаешь делить Единый Мир на нирвану и сансару, значит, твой Ум ещё не очистился от омрачений.
И ещё по поводу существования и не-существования. Вынужден процитировать человека, крайне Мне отвратительного как политпроститутка и грязный искатель узурпации власти - 14 Далай-Ламу Тензина Гьяцо, но он высказал Истину, известную в Тибете уже много веков - по достижении Просветления или, как он это назвал, нирваны "без остатка" - "ПОТОК НЕОМРАЧЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОВОКУПНОСТЕЙ ВСЁ ЖЕ СУЩЕСТВУЕТ" (брошюра "Буддизм Тибета").
|