Бояре и монахи были в меньшинстве, но им принадлежала «материя»: все земли, все доходы, все привилегии. Тот, кто не входил в их касту, был лишен даже клочка земли, необходимого для могилы.
О таком положении вещей говорится в летописи: «В Молдавии уж так повелось, что простые невинные люди массами без суда гибнут от руки богатых».
И кажется, что из феодальной тьмы средневековья доносятся стоны крестьянской песни: «Хозяева причиняют нам только зло: лишают нас прав и голоса; они все забирают, все пожирают, заставляют нас жить в бедности и страдании...»
От летописи Уреке до песен Роберта Уейса прошло целых три столетия, но наши барщинные крестьяне по-прежнему остались на положении феодальных рабов.
При таких обстоятельствах господарь мог избрать один из трех путей: пойти вместе с духовенством и боярами против народа, или вместе с народом против бояр и духовенства, или, наконец, примирить одних с другими.
В Молдавии были испробованы все три пути.
С народом против бояр и духовенства был Петр Рареш; он умер на троне после славного двадцатилетнего правления.
С боярами и духовенством против народа был Александру Лэпушняну в свое первое правление: его предали, свергли с престола и изгнали из страны.
Помирить народ с боярами и духовенством пытался Якоб Деспот, этим он вызвал недоверие обеих сторон и погиб под ударами объединенной коалиции.
__________________
Администратор форума жизни. Помощь людям.
|